четверг, 18 марта 2010 г.

Яды, как средство сведения счетов на Руси


В средние века яд часто решал династические и политические споры. Знакомясь с русскими летописями и записками иноземцев, посещавших Московию в XIV-XVII веках, видишь, что в России ничуть не меньше прибегали к ядам, чем в просвещенной Европе.

В повседневной жизни того отдаленного времени, о котором пойдет речь, применение ядов не было чем-то необычным, и летописцы-монахи повествовали о подобных историях без особого удивления и порицания. Более того, иногда даже сообщали о способе отравления, как, например, когда писали о смерти князя Ростислава Тмутараканского, отравленного в 1066 году. А было это так. В доверие к князю вкрался приехавший из Византии чиновник). На одном из пиров Ростислава с дружиной греческий гость предложил князю выпить чашу вина "пополам". О моменте отравления Ростислава в Троицкой летописи сказано: "Он же (грек) испил половину, а половину дал князю пить, держа палец на краю чаши, имея под ногтем яд".
В середине XIII века судьба Руси оказалась надолго связанной с мощным союзом кочевых племен, созданным Чингисханом. Поездки русских князей в ставку ордынских ханов всегда были тяжелым испытанием, которое нередко заканчивалось трагически. Именно так погиб в 1246 году владимиро-суздальский князь Ярослав III Всеволодович, отец Александра Невского. Он был приглашен к матери хана, «которая как бы в знак почета дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас занедужил и умер спустя семь дней».
Попытку отравить московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) зафиксировали русские летописи в 1378 году. Сражение на реке Вожже стало первой крупной победой русских над ордынцами. Среди пленных оказался поп, наперсник некоего Ивана Васильевича. Как выяснилось, Иван был разобижен на московского князя Дмитрия, упразднившего в 1374 году институт тысяцких, чем лишил его, Ивана, надежд на высокое положение при московском дворе. Возненавидев князя Дмитрия, он ушел служить в Тверь, к извечным врагам Москвы. А у плененного попа, об этом поведавшего, нашли "злых зелий лютых мешок".
Вторая четверть XV века ознаменовалась жестокой и долгой борьбой за престол между внуками Дмитрия Донского: великим князем Василием II, с одной стороны, и князьями - галицким и звенигородским Василием Косым, Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным - с другой. На страницы летописей попала подробная "история болезни" Дмитрия Юрьевича Красного, умершего 22 сентября 1441 года. Неведомое заболевание сначала вызвало потерю аппетита и сна, затем усугубилось кровотечением из носа. Промучившись два дня, Дмитрий скончался. Течение недуга и его симптомы типичны для отравления. Да и судьба его брата, князя Дмитрия Шемяки, заставляет подозревать здесь злую волю. "Подкупил княжа Дмитреева повара, именем Поганка, той же даст ему зелие в куряти" (блюдо это во всех источниках называется одинаково). Князь Дмитрий занедужил в тот же день и, проболев 12 дней, умер.
Два случая отравлений письменные источники русского Средневековья связывают с врачами-иноземцами. В первом случае летописи открыто сообщают, что врач "немчин Антон" отравил "царевича Даньярова", бывшего в фаворе у Ивана III, "умори смертным зелием за посмех". Видимо, между знатным пациентом и врачом произошла ссора, обидная для лекаря. Великий князь Иван выдал немца Антона сыну служилого татарского князя Каракачи, и татары "сведше его на Москву реку под мост зимою и зарезали ножом как овцу".
Второй случай связан с семьей Ивана III и судьбой его старшего сына от первого брака. Князь Иван Молодой страдал подагрой или артритом. В Москву из Италии в 1489 году приехал с одним из русских посольств лекарь - "Леон из Венецеи". Допущенный к пациенту врач Леон стал лечить его традиционным методом- прикладыванием сосудов с горячей водой к опухшим суставам ног. "И нача лекарь лечити... жещи сткляницами по телу, вливая горячую воду; и оттого ему (Ивану Молодому) тяжчая бысть и умре". Можно ли быстро умереть от подагры? Нет, тем более в 32 года, как Иван Молодой. Но летописцы отметили, что Леон применял и какие-то внутренние лекарства. Известно, как стремилась Софья Палеолог передать со временем отцовский трон своему старшему сыну Василию - в обход законного наследника, Ивана Молодого. Поэтому велико подозрение, что и в этой истории первостепенная роль принадлежит яду.
В юридической практике Средневековья существовали строгие наказания не только для отравителей, но и для изготовителей ядов. Чаще всего то были смертные "статьи", но и они не останавливали людей, задумавших темные дела.

По материалам статьи д-ра.и.н. Т.Пановой

Комментариев нет:

Отправить комментарий